Наука — время молодых
ИСТОРИЯ

Ян
Дзюбинский

Аспирант, приглашённый преподаватель Школы исторических наук Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, менеджер образовательных программ магистратуры ФГН НИУ ВШЭ
Путешественник во времени
О том, почему изучение истории похоже на детектив и как научиться видеть кареты вместо машин

— Почему вы выбрали историю?

— История захватила меня ещё со старшей школы. За это спасибо нашей учительнице. Она много и интересно рассказывала о событиях прошлого, взаимодействовала с учениками. Предмет так увлёк, что я поступил на исторический факультет. Родители, кстати, мой выбор, сперва, не одобрили. Спрашивали, что я буду делать в жизни, будучи историком. Прошло несколько первых недель в университете, мы встретились, они увидели мои горящие глаза и... смирились.

— Некоторые считают, что история — это не наука. Как на это ответите?

— История, как и любая другая наука, имеет свои цели, задачи, объект, предмет, обладает собственной методологией. Она максимально открыта к прочим сферам деятельности человека. Уникальность в том, что история признаёт субъективность по своей природе. Мы, профессиональные историки, не считаем, что преподносим действительность. Мы лишь показываем то, как существовала социальная реальность прошлого, предлагаем свои варианты событий, с опорой на источники. Всё, что люди ощущают и чем мыслят, связано с прошлым. Если это не изучать, то осознавать себя в современности невозможно.

— На каком периоде вы специализируетесь?

— XIX век. Конкретно — на династиии Романовых, отдельных её представителях и великом князе Константине Николаевиче, сыне императора Николая I. Сейчас для кандидатской диссертации я изучаю коммуникативные практики в ближайшем окружении Константина Николаевича. Те идеи, которые окружали его, помогали формировать страну: отмена крепостного права, продажа Аляски и т. д. Спектр того, как мы представляем империю и династию, не совсем раскрыт. Дом Романовых — это не просто семья, балы и реформы, это люди, которые жили со своей повседневностью, их необходимо изучать, чтобы понимать процессы в нашем современном государстве.

— Какими профессиональными достижениями вы гордитесь?

— Успешным окончанием программы двойного диплома между Москвой и Парижем. Это позволяет мне пользоваться методологическими и теоретическими наработками коллег из Западной Европы в отечественных материалах. Также выделю поддержку Оксфордского российского фонда, которую мне оказывали с бакалавриата до первого курса аспирантуры. Благодаря этому я мог ездить во многие архивы России и Франции.

— Что позволяет вам глубже понять процессы, которые происходили в прошлом?

— Воображение. К примеру, когда я приезжаю в Санкт-Петербург, представляю, что по улицам ездят не машины, а кареты с лошадьми.

— Работаете ли вы со студентами младших курсов?

— Помогаю магистрантам вступать на путь научной деятельности. В этом году у меня должно начаться преподавание истории для журналистов. Так как это мой первый опыт, есть страхи и опасения. Но в то же время я полон больших надежд. Знаю, что хочу рассказать студентам и как выстроить материал у них в головах.

— Интересно ли заниматься этой наукой в России?

— Историей интересно заниматься в любой стране. Неважно, каким периодом. В голове человека это будет раскрываться как некий детектив. У историка есть материал, персонажи для изучения и картина, которая постепенно будет пополняться деталями. Потом придёт понимание того, что завеса прошлого приоткрылась. Это невероятное ощущение.