Наука — время молодых
ХИМИЯ

Станислав
Федотов

Кандидат химических наук, старший преподаватель Сколковского института науки и технологий
Двигатель прогресса
О том, как сделать батарею, которая будет работать на Северном полюсе, и о большой любви к химии

— Признавайтесь, кто привил вам любовь к химии?

— Бабушка, олимпиадное движение и университет, где я учился. Рассказываю, как именно. С детства у меня было много книжек по химии. Бабушка работала лаборантом на заводе, поэтому некоторые реактивы дома тоже были. Я их, конечно, не касался, но интерес проявлял всегда. Помню Большую советскую энциклопедию по химии, будучи школьником, я не всегда понимал, что записано в формулах, но картинки всегда с удовольствием рассматривал. Однако, когда химия началась в школе, она мне жутко не понравилась. Такой негативной реакции на предмет, который я так ждал, даже сам от себя не ожидал. В тот момент я, наверное, рассмеялся бы, если бы мне сказали, что когда-то я стану учёным. Но потом меня затянуло олимпиадное движение. Учительница химии регулярно отправляла меня на соревнования. Спустя десятки муниципальных и региональных этапов мне удалось вырваться во всероссийский и победить. Это дало право поступить в любой университет страны. Конечно, я выбрал химический факультет главного вуза России: МГУ.

— Вы сказали, что университет тоже повлиял на развитие ваших отношений с наукой. Как же?

— Будучи абитуриентом, я был уверен, что знаю химию отлично, но разубедился сразу после первых лекций. Университетская химия кардинально отличается от школьной. Однако это не остановило меня. Сейчас модно говорить про прививки. Так вот, в меня как будто ввели новую дозу химии, и я заново влюбился в этот предмет. В науку я попал, начав работать в лаборатории по созданию новых более совершенных литий-ионных аккумуляторов. Над этим я продолжаю трудиться и сегодня.

— Чем конкретно занимаетесь?

— Мы с коллегами стараемся быть в русле существующей повестки. В России ожидается энергетический переход: поднимаются вопросы экологии, чистой энергии, чистого транспорта. Поэтому в лаборатории мы разрабатываем новые аккумуляторы, которые всему этому соответствовали бы. В основном литий-ионные. Сегодня они являются основой для электротранспорта, который активно внедряется в городах России, и помогают запасать электричество, полученное с использованием альтернативных источников энергии. Аккумуляторы — очень конкурентная область. Во всём мире на разработки новых батарей тратятся миллиарды долларов, все гонятся за тем, чтобы создать лучшую. Так вот, у нас есть свои ноу-хау, идеи новых инновационных материалов для аккумуляторов, которые мы сейчас активно тестируем, изготавливаем на их основе прототипы, переводим в практическую плоскость.

— Какие аккумуляторы нужны в России?

— Сейчас все озабочены изучением, развитием Арктики, поэтому я считаю, что для нашей страны важным решением будет создание аккумуляторов, которые работают при очень низких температурах. Вообще, для любого климата это актуально. Представим, что летом в Москве, когда на улице солнечно, мы забыли смартфон под стеклом на приборной панели автомобиля и ушли. Всего лишь через несколько часов аккумулятор в нем настолько нагреется, что может легко выйти из строя, перестать работать. Нужно создать такие батареи, которые не будут бояться перегрева и переохлаждения. Над этими задачами мы тоже ломаем головы, и нашей лаборатории уже есть что предложить.

— С какими трудностями сталкиваются молодые учёные?

— Кто владеет технологиями, тот владеет миром. А откуда берутся технологии? Из лабораторий, где трудятся учёные. Для любопытных парней и девушек, которым хочется создавать что-то новое, наука — лучший выбор. Но буду откровенен: как бы красиво всё ни звучало, наука — это непросто. Иногда, чтобы добиться чего-то стоящего, учёный может работать очень долго. Порой результаты бывают не такие яркие, как мы ожидаем. Но если человек хочет поучаствовать в развитии современных технологий, то на этот путь вступить точно стоит.