Наука — время молодых
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ БИОТЕХНОЛОГИЯ

Наталья
Томашевич

Заместитель директора по научной работе «Федерального научного центра биологической защиты растений», кандидат сельскохозяйственных наук
Телохранитель зелёных
О том, почему болеют растения и что учёные делают для того, чтобы их вылечить

— В детстве вы, наверное, очень любили цветы, раз решили посвятить жизнь их защите.

— Честно говоря, когда я заканчивала школу, то не знала на какую специальность пойти учиться дальше. Долго выбирала между биологией и химией, но всё же остановилась на первой дисциплине. Легче не стало, ведь дальше встал вопрос в какой вуз поступать. Тут уже ломала голову над тем, хочу ли я изучать классическую биологию или что-то более прикладное? Хорошенько всё взвесив, решила идти в прикладную сферу. Просто поняла, что если буду работать в ней, то у меня появится больше шансов принести пользу природе и людям. Так и получилось, что я пошла по дорожке с указателем «защита растений».

— Учиться в университете вам было легко?

— Иногда непросто, но всегда очень увлекательно. Но всё же я долго не понимала, как на практике применять полученные знания. На четвёртом курсе я попала на стажировку в одну швейцарскую компанию. Там и поняла, что научная история в прикладном аспекте, которую я изучаю — это очень важная и нужная отрасль. Потом я устроилась в лабораторию по созданию микробиологических средств защиты растений. В этой сфере работаю и сейчас.

— От чего нужно защищать растения и как?

— Чтобы получить качественный и высокий урожай, сельхозпроизводители борются с болезнями, вредителями, сорняками, которые вредят полезным культурам. Задача учёного-агронома по защите растений — разработать методы и способы, которые помогут избавиться от вредителей. Растения могут болеть на протяжении всего пути вегетации: от семени до урожая. Учёному важно понимать в какой из этих этапов болезни будут наиболее вредоносными для тех или иных культур и когда нужно применять средства, чтобы защитить растения. Сделать это можно с помощью с помощью селекции на устойчивость, применив препараты, которые будут стимулировать иммунитет растений или (самый распространённый способ) — использовать пестициды.

— Над чем вы работаете в лаборатории?

— Мы с коллегами разрабатываем биопрепараты для защиты растений от вредителей. Основа таких пестицидов — микроорганизмы: грибы, бактерии, вирусы. Они и в окружающей среде способствуют тому, чтобы растения меньше болели. Мы сначала выделяем и отбираем микроорганизмы, определяем, как они будут работать, затем отрабатываем технологии получения и применения экспериментальных образцов препаратов на основе наиболее эффективных микроорганизмов и тестируем их в лабораторных и полевых условиях. Когда понимаем, что препарат выполняет свои функции, то регистрируем его, чтобы сельхозпроизводители могли им пользоваться.

— Есть ли в вашем коллективе молодые учёные?

— Конечно. В нашем центре работает около 35 молодых учёных. Это составляет 50% от общего числа научных сотрудников.

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть успешным в этой отрасли науки?

— В науке может быть успешен любой учёный вне зависимости от пола, возраста и других подобных характеристик. Сельскохозяйственная наука — это прикладная отрасль. Работая в ней, ты приносишь реальную пользу человечеству. Приходить в эту сферу могут все: химики, математики, технологи, айтишники, биологи. Совместными усилиями реализовываются самые крутые проекты.